Меню сайта

Форма входа

Поиск

Календарь
«  Апрель 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930

Архив записей

Наш опрос
Оцените работу Центра
Всего ответов: 6

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Приветствую Вас, Гость · RSS 02.07.2024, 08:50

Главная » 2010 » Апрель » 5 » Рассуждения о методиках Глена Домана
00:02
Рассуждения о методиках Глена Домана

Про методики Глена Домана сейчас не слышал только глухой. Его книги издаются и переиздаются. Ширится круг его последователей и приверженцев. Но в то же время ширится круг разочаровавшихся или уставших от таких изнурительных трудов, к каким призывает Глен Доман. Многие люди брались за этот труд, получали сомнительные результаты или вовсе их не получали, видели нежелание, сопротивление детей против такого способа подачи информации, в результате, заразившись от Домана идеями раннего развития, меняли методику до неузнаваемости и получали свою, как например, всем известная французская мама Сесиль Лупан.

Есть, конечно, люди, которым нравится эта методика в чистом виде, которые не хотят ее менять и не хотят ни на один шаг отступать от написанного в книге.

Идет много споров, хороша она или не очень, когда лучше начинать и как. Люди теряются перед огромным количеством работы, которую предстоит выполнить. Многие забывают о том, что есть, наверно, и другие способы обучения детей, и когда у них не получается работать по Доману, они и вовсе бросают заниматься детьми.

Методика Глена Домана построена на том, ребенку предоставляются в готовом виде факты : слова, красные точки в нужном количестве, картинки на разные темы. Весь материал заранее готовит мама или вся семья. Ребенок только нужное количество раз в день сажается в нужное место и смотрит на то, что ему приготовили родственники. Ему отводится пассивная роль. то есть с самого раннего возраста мы растим человека-потребителя. Чтобы что-то узнать нужно усесться поудобнее и посмотреть.

Кстати говоря, на самом первом этапе, когда надо посадить ребенка и заставить его смотреть, заканчивается раннее развитие в очень многих семьях - так как ребенок не хочет сидеть и смотреть на эти самые картинки, он хочет их взять, потрогать, поиграть с ними, хочет долго их рассматривать - ребенок тянется к ним. А согласно рекомендациям Глена Домана - все это неправильно. Родители не дают ребенку карточки в руки, убирают их поскорее как раз в тот момент, когда он заинтересовался и хочет услышать более подробную информацию, хочет продолжить разговор на эту тему. А по методике нужно только сказать одно предложение на эту тему и все. Причем прочитать именно ту фразу, которая написана сзади и никакую другую. Ведь ребенок должен выучить именно ее, а все остальное он узнает потом. То есть мы сознательно сужаем возможности ребенка - не даем ему услышать более подробно об увиденной картинке, каждый раз по новому, другими словами, не даем ему возможность задать свои вопросы, заглушаем его естественный познавательный интерес.

Я уже не говорю о трудоемкости процесса изготовления материалов: нужно каждый день писать несколько новых слов нужного размера, на карточке, строго установленной величины, рисовать красные точки, писать к ним примеры, подбирать картинки на разные темы, сортировать их наклеивать на картонную карточку гигантского размера (вне зависимости от величины самой картинки, ведь весь материал должен быть на одинаковых карточках и никак иначе). Потом нужно подбирать информацию к этой карточке и записывать ее сзади, и не как-нибудь, а от простого к сложному - а что делать если вся будет только простая или только сложная, а если наберется не десять пунктов, а по одной картинке - 2-3, а по другой 10-15, как тогда все это записывать, а главное, как прочитывать ребенку, ведь такой вариант нигде у Домана не предусмотрен.

Еще вопрос - а так ли важно ребенку знать, чем отличается палочник гигантский от еще нескольких палочников или ястребинка волосистая от лесной или еще какой-то другой. А кто ему расскажет, и главное, КОГДА - ведь у бедного ребенка совсем не остается времени, кто ему расскажет, кем были его бабушки и дедушки, кто такой повар и плотник, почему вода течет из крана, как построен дом, что означает его имя и многое другое, что не укладывается в классификацию всех знаний по методу Домана.

Часто в семье, где растёт не один, а двое-трое детей родители пытаются всем детям предоставить необходимую им по возрасту нагрузку по Доману, и тогда сил хватает на ещё более меньший срок.

Есть ещё проблемы чисто методического характера :

как показывать карточки, как их лучше держать, как в это время сидеть,

с какой скоростью показывать карточки,

как часто их менять, ведь у каждого ребёнка всё-таки свой темп освоения материала, а у каждого родителя свой темп изготовления карточек,   

можно ли всё-таки возвращаться к уже пройденным карточкам не добавляя новый текст - если ребёнок очень маленький, он через месяц забудет убранные вами карточки,

как организовать свой день, исходя из всех необходимых рекомендаций,

когда и как играть с ребёнком, обучающимся по этой методике,

можно ли давать карточки ребёнку в руки, если можно, то как и когда,

что делать если ребёнок не хочет смотреть или хочет смотреть, но не хочет слушать,

обязательно ли делать их указанного в книге размера (непомерного) и обязательно ли всё клеить на карточки одного и того же размера ( очень не хочется малюсенькую картинку клеить на громадную картонку - денег жалко),

и много-много других вопросов, на которые нет ответа.  

И вот родители, отчаявшись сделать так, как велит Доман, бросают занятия с ребенком и всем потом говорят, что раннее развитие невозможно по определению, так как ребенок не желает ничего смотреть.

Но трудоемкость и малоэффективность работы по этой методике в чистом виде это не главный вопрос моего беспокойства. Так как проявив минимум творчества и максимум любви к ребенку можно изменить и дополнить методику.

Есть еще один взгляд.

Мне кажется, что вся методика Глена Домана - это один большой комикс, построенный по принципу - картинка-подпись. Дети, привыкшие так воспринимать информацию просто не смогут потом слушать текст без картинки, им на каждое предложение нужна будет картинка. А иначе они начнут скучать. А так как это все закладывается в очень нежном возрасте, то и усвоен такой способ получения информации будет накрепко.

Возможно, для американцев - это шаг вперед. Ребенку не просто дают комикс, а сообщают что-то важное и нужное. А для русских педагогических и культурных традиций, по-моему, это большой шаг назад. Вы откройте любую русскую книгу - художественную, научно-популярную, учебник - там будет много текста и мало картинок или вообще без них. И мы читаем такие книги и получаем удовольствие.

А если наши дети привыкнут к тому, что только картинка - это интересно, а то, что написано - если это больше, чем одно предложение - лучше не читать, так как скучно и долго. Мы потеряем свои культурные традиции, свою великую литературу.

Посмотрите на нынешних школьников - все учителя жалуются, что дети ничего не читают, а главное не хотят читать. А как следствие дети делают на письме чудовищное количество глупейших ошибок, каких никогда не сделал бы читающий ребенок, потому что, встретив это слово много раз в книгах , он скорее всего запомнит, как его правильно писать. Эти дети хоть и не воспитывались с рождения по методикам Глена Домана, но родители, скорее всего, читали им упрощенные книжки с большими и красивыми картинками, которых в последнее десятилетие было издано и переиздано с иностранных образцов огромное количество. На нынешних детей нахлынула волна комиксов, примитивненьких детских журнальчиков, обедняющих детские умы.

Вы вспомните себя, как вам мама читала перед сном. Вы вообще, скорее всего, лежали в постели и не видели даже тех редких картинок, которые были в книге и прекрасно представляли себе, как выглядят герои книг и то, что их окружает. Я даже, например, расстроилась, когда в книжке увидела портрет дАртаньяна - совсем не так я себе его представляла - нет он не может быть таким, как здесь нарисован!

Огромную разрушительную роль сыграло также телевидение и кино - зачем читать книжку, когда я уже смотрел про это фильм. Тут несколько сторон у медали. Во-первых, примитивизируется подход к литературе - то есть книжка - это интересненький сюжет и все. Чисто потребительское отношение : посмотрел - получил удовольствие. Ни о нравственной подоплеке художественного произведения уже не идет речь. Ни о том, что кроме текста у книги может быть еще и подтекст, что надо еще и подумать, что могла бы означать та или иная фраза. Не может быть и речи о том, каким удивительным, настоящим русским языком написана книга (им бы так, теперешним школьникам, научиться выражать свои мысли). Чтобы прочитать книгу нужно напрячься, а тут нажал кнопку, получил картинку. Мало того, картинку не всегда привлекательную. Дети "берут" тот образ героя, каким его выдает актер и режиссер. Ни о каком личном восприятии героя речь не идет.

Кроме этого, мы все знаем, как отличается содержание и смысл книги от фильма. Что всунуть в полтора часа фильма 500 страниц книги - нужно хорошо потрудиться удалить из текста больше половины "ненужного", маловажного. Получайте дети выжимки из Шекспира или Толстого.

Немалую роль в отвращении детей от чтения играют мультики. Ведь это не просто комикс, а быстро мелькающий комикс, который привлекает детей еще больше за счет своей динамичности. А смысла во многих, в частности в американских мультиках очень мало: беготня, мордобой, стрельба и прочее. Никаких душевных переживаний, никакой работы мысли.

А с экранизациями классических литературных произведений компанией Диснея совсем беда. Они удалили из сказок самое главное - вероятность плохого, грустного конца. Дети уверены, что бы они ни смотрели, что все всегда закончится хорошо. А где же им научится сопереживать, переносить огорчения, начать понимать, что жизнь состоит не только из конфет, пряников, подарков, что в жизни бывают и трудности, огорчения. Не всегда все будет получаться так, как хочешь. Где, как не в сказках детям учится воспитывать свои эмоции.

Чтобы усугубить трагизм ситуации, скажу, что если ребенок с детства привык к потребительскому способу получения информации - сиди и смотри, воспитываясь, например, по методикам Глена Домана, то такой способ дальнейшего существования - примитивные фильмы, книжечки, детские энциклопедии, где два слова ни три картинки - все это ляжет на хорошую почву. И ребенок даже если захочет потом почитать более серьезную книгу, он просто быстро устанет или перестанет что-либо понимать.

Какой же есть выход из всего этого. Как дать ребенку энциклопедические знания? Как не навредить, не перегнуть палку? Как вернуть уверенность в себе?

У меня есть ряд коротких размышлений на эту тему:

1. если вы хотите дать ребёнку энциклопедические знания, то это можно сделать не только по методике Глена Домана;

2. если вы хотите сделать это всё-таки по этой методике, то не огорчайтесь, если у вас что-то не получится;

3. никогда не выполняйте все рекомендации, которые вам дают, это относится к книгам Глена Домана, к другим книгам и к тому, что здесь написано, оставьте себе простор для творчества, переставьте всё с ног на голову и сделайте всё по-своему;

4. если вы хотите что-нибудь сделать с ребёнком - поставить его на лыжи, научить читать или дать ребёнку глубокие знания, прежде всего, решите для себя, для чего вам это нужно, то есть поставьте цели, а потом выберите средства, которыми вы могли бы достичь поставленных целей (о целях более подробно - ниже);

5. никогда не стоит делать того, что вам не по душе, и того, что как вам кажется, не очень нравится вашему ребёнку;

6. занимайтесь с вашим ребёнком столько, сколько у вас получается и это будет лучше, чем ничего; никогда не вините себя, что вы чего-то не сделали, чувство вины - не самое лучшее;

7. не стоит просить ребёнка давать вам ответы, играть с вами, читать вам, тогда, когда у него нет настроения;

8. главное - старайтесь больше разговаривать с ребёнком, говорите с ним обо всём на свете - это залог вашего успеха;

9. предоставьте ему как можно больше путей получения информации, не ограничивайтесь карточками или ещё каким-нибудь модным увлечением;

10. информация, которую вы даёте маленькому ребёнку должна быть построена на основе принципа "Ребёнок и его окружение" и границы её должны расширяться в зависимости от возраста ребёнка;

11. старайтесь давать не разрозненную информацию, то есть не отдельные факты , а системно организованную информацию,

12. давайте её с разных сторон, с разных точек зрения, освещайте одну тему не только на карточках, но и в играх, плакатах, книгах, других пособиях;

13. не забивайте ребёнку голову бесполезной информацией , которая даёт только излишнюю нагрузку на мозг; примером такой информации могут служить :

разнообразные "познавательные" телепередачи типа "улицы сезам", а так же многочисленные, особенно импортные мультики, не дающие ничего душе и мыслям ребёнка; 

комиксы, книги малоизвестных и совсем неизвестных авторов, повествующие о разноцветных зверюшках, разных Бумчиках и Кляксах; 

разрозненные энциклопедические знания, не имеющие продолжения - то есть, если вы потом не сможете пользоваться этой информацией или развивать её в дальнейшем обучении, то лучше пока её не давать, ведь у вас так много ещё информации, без которой нельзя двигаться дальше; 

14. помогите ребёнку научиться самому добывать информацию;

15. предоставьте ребёнку свободу творчества в этом процессе;

16. радуйтесь каждому успеху вашего ребёнка, даже малейшей попытке проявить себя, особенно если это впервые;

17. совершенствуйтесь сами, никогда не останавливайтесь на достигнутом.

А теперь еще короче - о целях:

Цели могут быть примерно одинаковыми в любой период дошкольного детства, например, такими:

развитие и закрепление навыков связной речи, 

расширение представлений о мире, расширение словарного запаса,

образование связей между понятиями, 

приобретение умения использовать полученную информацию, 

приобретение навыка самостоятельной работы с текстами и наглядным материалом,  

проявление элементов творчества в процессе обучения, 

а вот средства, которыми мы будем к этому идти, могут меняться в зависимости от возраста.


Просмотров: 500 | Добавил: AKud | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024