Про
методики Глена Домана сейчас не слышал только глухой. Его книги издаются и
переиздаются. Ширится круг его последователей и приверженцев. Но в то же время
ширится круг разочаровавшихся или уставших от таких изнурительных трудов, к
каким призывает Глен Доман. Многие люди брались за этот труд, получали сомнительные
результаты или вовсе их не получали, видели нежелание, сопротивление детей
против такого способа подачи информации, в результате, заразившись от Домана
идеями раннего развития, меняли методику до неузнаваемости и получали свою, как
например, всем известная французская мама Сесиль Лупан.
Есть,
конечно, люди, которым нравится эта методика в чистом виде, которые не хотят ее
менять и не хотят ни на один шаг отступать от написанного в книге.
Идет
много споров, хороша она или не очень, когда лучше начинать и как. Люди теряются
перед огромным количеством работы, которую предстоит выполнить. Многие забывают
о том, что есть, наверно, и другие способы обучения детей, и когда у них не
получается работать по Доману, они и вовсе бросают заниматься детьми.
Методика
Глена Домана построена на том, ребенку предоставляются в готовом виде факты :
слова, красные точки в нужном количестве, картинки на разные темы. Весь материал
заранее готовит мама или вся семья. Ребенок только нужное количество раз в день
сажается в нужное место и смотрит на то, что ему приготовили родственники. Ему
отводится пассивная роль. то есть с самого раннего возраста мы растим человека-потребителя.
Чтобы что-то узнать нужно усесться поудобнее и посмотреть.
Кстати
говоря, на самом первом этапе, когда надо посадить ребенка и заставить его
смотреть, заканчивается раннее развитие в очень многих семьях - так как ребенок
не хочет сидеть и смотреть на эти самые картинки, он хочет их взять, потрогать,
поиграть с ними, хочет долго их рассматривать - ребенок тянется к ним. А
согласно рекомендациям Глена Домана - все это неправильно. Родители не дают
ребенку карточки в руки, убирают их поскорее как раз в тот момент, когда он заинтересовался
и хочет услышать более подробную информацию, хочет продолжить разговор на эту
тему. А по методике нужно только сказать одно предложение на эту тему и все. Причем
прочитать именно ту фразу, которая написана сзади и никакую другую. Ведь
ребенок должен выучить именно ее, а все остальное он узнает потом. То есть мы
сознательно сужаем возможности ребенка - не даем ему услышать более подробно об
увиденной картинке, каждый раз по новому, другими словами, не даем ему
возможность задать свои вопросы, заглушаем его естественный познавательный
интерес.
Я уже не
говорю о трудоемкости процесса изготовления материалов: нужно каждый день
писать несколько новых слов нужного размера, на карточке, строго установленной
величины, рисовать красные точки, писать к ним примеры, подбирать картинки на
разные темы, сортировать их наклеивать на картонную карточку гигантского размера
(вне зависимости от величины самой картинки, ведь весь материал должен быть на
одинаковых карточках и никак иначе). Потом нужно подбирать информацию к этой
карточке и записывать ее сзади, и не как-нибудь, а от простого к сложному - а
что делать если вся будет только простая или только сложная, а если наберется
не десять пунктов, а по одной картинке - 2-3, а по другой 10-15, как тогда все
это записывать, а главное, как прочитывать ребенку, ведь такой вариант нигде у
Домана не предусмотрен.
Еще
вопрос - а так ли важно ребенку знать, чем отличается палочник гигантский от
еще нескольких палочников или ястребинка волосистая от лесной или еще какой-то
другой. А кто ему расскажет, и главное, КОГДА - ведь у бедного ребенка совсем
не остается времени, кто ему расскажет, кем были его бабушки и дедушки, кто
такой повар и плотник, почему вода течет из крана, как построен дом, что
означает его имя и многое другое, что не укладывается в классификацию всех знаний
по методу Домана.
Часто в
семье, где растёт не один, а двое-трое детей родители пытаются всем детям
предоставить необходимую им по возрасту нагрузку по Доману, и тогда сил хватает
на ещё более меньший срок.
Есть ещё
проблемы чисто методического характера : как показывать карточки, как их лучше держать, как в это время сидеть,
с какой скоростью показывать карточки,
как часто их менять, ведь у каждого ребёнка всё-таки свой темп освоения
материала, а у каждого родителя свой темп изготовления карточек,
можно ли всё-таки возвращаться к уже пройденным карточкам не добавляя
новый текст - если ребёнок очень маленький, он через месяц забудет убранные вами
карточки,
как организовать свой день, исходя из всех необходимых рекомендаций,
когда и как играть с ребёнком, обучающимся по этой методике,
можно ли давать карточки ребёнку в руки, если можно, то как и когда,
что делать если ребёнок не хочет смотреть или хочет смотреть, но не
хочет слушать,
обязательно ли делать их указанного в книге размера (непомерного) и обязательно
ли всё клеить на карточки одного и того же размера ( очень не хочется
малюсенькую картинку клеить на громадную картонку - денег жалко),
и много-много других вопросов, на которые нет ответа.
И вот
родители, отчаявшись сделать так, как велит Доман, бросают занятия с ребенком и
всем потом говорят, что раннее развитие невозможно по определению, так как ребенок
не желает ничего смотреть.
Но
трудоемкость и малоэффективность работы по этой методике в чистом виде это не
главный вопрос моего беспокойства. Так как проявив минимум творчества и
максимум любви к ребенку можно изменить и дополнить методику.
Есть еще один взгляд.
Мне
кажется, что вся методика Глена Домана - это один большой комикс, построенный
по принципу - картинка-подпись. Дети, привыкшие так воспринимать информацию
просто не смогут потом слушать текст без картинки, им на каждое предложение
нужна будет картинка. А иначе они начнут скучать. А так как это все закладывается
в очень нежном возрасте, то и усвоен такой способ получения информации будет
накрепко.
Возможно,
для американцев - это шаг вперед. Ребенку не просто дают комикс, а сообщают
что-то важное и нужное. А для русских педагогических и культурных традиций,
по-моему, это большой шаг назад. Вы откройте любую русскую книгу - художественную,
научно-популярную, учебник - там будет много текста и мало картинок или вообще
без них. И мы читаем такие книги и получаем удовольствие.
А если
наши дети привыкнут к тому, что только картинка - это интересно, а то, что написано
- если это больше, чем одно предложение - лучше не читать, так как скучно и
долго. Мы потеряем свои культурные традиции, свою великую литературу.
Посмотрите
на нынешних школьников - все учителя жалуются, что дети ничего не читают, а
главное не хотят читать. А как следствие дети делают на письме чудовищное
количество глупейших ошибок, каких никогда не сделал бы читающий ребенок,
потому что, встретив это слово много раз в книгах , он скорее всего запомнит,
как его правильно писать. Эти дети хоть и не воспитывались с рождения по
методикам Глена Домана, но родители, скорее всего, читали им упрощенные книжки
с большими и красивыми картинками, которых в последнее десятилетие было издано
и переиздано с иностранных образцов огромное количество. На нынешних детей
нахлынула волна комиксов, примитивненьких детских журнальчиков, обедняющих
детские умы.
Вы
вспомните себя, как вам мама читала перед сном. Вы вообще, скорее всего, лежали
в постели и не видели даже тех редких картинок, которые были в книге и прекрасно
представляли себе, как выглядят герои книг и то, что их окружает. Я даже, например,
расстроилась, когда в книжке увидела портрет дАртаньяна - совсем не так я себе
его представляла - нет он не может быть таким, как здесь нарисован!
Огромную
разрушительную роль сыграло также телевидение и кино - зачем читать книжку,
когда я уже смотрел про это фильм. Тут несколько сторон у медали. Во-первых,
примитивизируется подход к литературе - то есть книжка - это интересненький
сюжет и все. Чисто потребительское отношение : посмотрел - получил удовольствие.
Ни о нравственной подоплеке художественного произведения уже не идет речь. Ни о
том, что кроме текста у книги может быть еще и подтекст, что надо еще и
подумать, что могла бы означать та или иная фраза. Не может быть и речи о том,
каким удивительным, настоящим русским языком написана книга (им бы так,
теперешним школьникам, научиться выражать свои мысли). Чтобы прочитать книгу
нужно напрячься, а тут нажал кнопку, получил картинку. Мало того, картинку не
всегда привлекательную. Дети "берут" тот образ героя, каким его
выдает актер и режиссер. Ни о каком личном восприятии героя речь не идет.
Кроме
этого, мы все знаем, как отличается содержание и смысл книги от фильма. Что
всунуть в полтора часа фильма 500 страниц книги - нужно хорошо потрудиться удалить
из текста больше половины "ненужного", маловажного. Получайте дети выжимки
из Шекспира или Толстого.
Немалую
роль в отвращении детей от чтения играют мультики. Ведь это не просто комикс, а
быстро мелькающий комикс, который привлекает детей еще больше за счет своей
динамичности. А смысла во многих, в частности в американских мультиках очень
мало: беготня, мордобой, стрельба и прочее. Никаких душевных переживаний,
никакой работы мысли.
А с
экранизациями классических литературных произведений компанией Диснея совсем
беда. Они удалили из сказок самое главное - вероятность плохого, грустного конца.
Дети уверены, что бы они ни смотрели, что все всегда закончится хорошо. А где
же им научится сопереживать, переносить огорчения, начать понимать, что жизнь состоит
не только из конфет, пряников, подарков, что в жизни бывают и трудности, огорчения.
Не всегда все будет получаться так, как хочешь. Где, как не в сказках детям
учится воспитывать свои эмоции.
Чтобы
усугубить трагизм ситуации, скажу, что если ребенок с детства привык к потребительскому
способу получения информации - сиди и смотри, воспитываясь, например, по
методикам Глена Домана, то такой способ дальнейшего существования - примитивные
фильмы, книжечки, детские энциклопедии, где два слова ни три картинки - все это
ляжет на хорошую почву. И ребенок даже если захочет потом почитать более серьезную
книгу, он просто быстро устанет или перестанет что-либо понимать.
Какой же
есть выход из всего этого. Как дать ребенку энциклопедические знания? Как не
навредить, не перегнуть палку? Как вернуть уверенность в себе?
У меня
есть ряд коротких размышлений на эту тему:
1. если
вы хотите дать ребёнку энциклопедические знания, то это можно сделать не только
по методике Глена Домана;
2. если
вы хотите сделать это всё-таки по этой методике, то не огорчайтесь, если у вас
что-то не получится;
3.
никогда не выполняйте все рекомендации, которые вам дают, это относится к
книгам Глена Домана, к другим книгам и к тому, что здесь написано, оставьте
себе простор для творчества, переставьте всё с ног на голову и сделайте всё
по-своему;
4. если
вы хотите что-нибудь сделать с ребёнком - поставить его на лыжи, научить читать
или дать ребёнку глубокие знания, прежде всего, решите для себя, для чего вам
это нужно, то есть поставьте цели, а потом выберите средства, которыми вы могли
бы достичь поставленных целей (о целях более подробно - ниже);
5.
никогда не стоит делать того, что вам не по душе, и того, что как вам кажется,
не очень нравится вашему ребёнку;
6.
занимайтесь с вашим ребёнком столько, сколько у вас получается и это будет
лучше, чем ничего; никогда не вините себя, что вы чего-то не сделали, чувство
вины - не самое лучшее;
7. не
стоит просить ребёнка давать вам ответы, играть с вами, читать вам, тогда,
когда у него нет настроения;
8.
главное - старайтесь больше разговаривать с ребёнком, говорите с ним обо всём
на свете - это залог вашего успеха;
9.
предоставьте ему как можно больше путей получения информации, не ограничивайтесь
карточками или ещё каким-нибудь модным увлечением;
10. информация,
которую вы даёте маленькому ребёнку должна быть построена на основе принципа
"Ребёнок и его окружение" и границы её должны расширяться в зависимости
от возраста ребёнка;
11.
старайтесь давать не разрозненную информацию, то есть не отдельные факты , а
системно организованную информацию,
12.
давайте её с разных сторон, с разных точек зрения, освещайте одну тему не
только на карточках, но и в играх, плакатах, книгах, других пособиях;
13. не
забивайте ребёнку голову бесполезной информацией , которая даёт только излишнюю
нагрузку на мозг; примером такой информации могут служить :
разнообразные
"познавательные" телепередачи типа "улицы сезам", а так же
многочисленные, особенно импортные мультики, не дающие ничего душе и мыслям
ребёнка;
комиксы, книги малоизвестных
и совсем неизвестных авторов, повествующие о разноцветных зверюшках, разных
Бумчиках и Кляксах;
разрозненные
энциклопедические знания, не имеющие продолжения - то есть, если вы потом не
сможете пользоваться этой информацией или развивать её в дальнейшем обучении,
то лучше пока её не давать, ведь у вас так много ещё информации, без которой
нельзя двигаться дальше;
14.
помогите ребёнку научиться самому добывать информацию;
15.
предоставьте ребёнку свободу творчества в этом процессе;
16.
радуйтесь каждому успеху вашего ребёнка, даже малейшей попытке проявить себя,
особенно если это впервые;
17.
совершенствуйтесь сами, никогда не останавливайтесь на достигнутом.
А теперь
еще короче - о целях:
Цели
могут быть примерно одинаковыми в любой период дошкольного детства, например,
такими:
развитие и закрепление навыков связной речи,
расширение представлений о мире, расширение словарного запаса, образование связей между понятиями,
приобретение умения использовать полученную информацию,
приобретение навыка самостоятельной работы с текстами и наглядным материалом,
проявление элементов творчества в процессе обучения,
а вот
средства, которыми мы будем к этому идти, могут меняться в зависимости от возраста. |